Громницы

Громницы является одним из самых древних зимних праздников, которые празднуются на территории современной Беларуси. Он символизирует собой встречу зимы и лета. То есть переход природы на новый лад в виде скорой (или не совсем) весны. Первоначально, это событие уходит корнями в языческий период, когда силы природы почитались в качестве божественного начала. В середине февраля в самую пору было задумываться о наступлении нового посевного периода и фактического нового года. Поэтому с данным периодом было связано множество предсказаний и верований. По ряду примет люди пытались определить: какой год их ждет: засушливый и голодный либо с обилием осадком, хорошей погоды и богатым урожаем.

Празднуются у православных и католиков Громницы несколько по-разному: по первому календарю – 15 февраля, по второму – 2 февраля. В последние годы эта пора символизируется наступлением крепких морозов, однако такое положение вещей было не всегда. Иногда даже случались сильные оттепели, которые сопровождались грозами. К примеру, такое потепление символизировало скорый приход весны, а также жаркое лето с большим числом солнечных дней. И, наоборот, лютые морозы с метелью означали затяжную зиму, а также сложный в плане урожая год. Несмотря на то, что Громницы отмечают в феврале, его принято считать фактически весенним. Во многом благодаря столь давнему ожиданию теплых весенних дней.

Названием праздник соотносится как раз-таки с громом и грозой. Услышать в середине февраля раскаты было вовсе не опасно. Жители это воспринимали как скорый приход весны и начало возделывания земли. По другой версии празднование происходит названием от главного языческого бога – Перуна. Предки предполагали, что раскаты грома – ни что иное как сверкание молниями божества в отношении злых духов, которые изгоняются с земли. Применительно к грому, если в эту пору стояла затяжная зима, а деревья были голыми, то не стоило ждать хорошего урожая. Наличие почек считалось хорошим предвестником богатого сезона.

Широкую известность обрели ритуалы связанные с так называемой громничной свечой. Хозяину дома накануне предстояло самостоятельно изготовить свечу из воска и фитиля. В длину она была, как правило, 44 см. Впоследствии такая свеча освящалась в церкви, после чего обретала специфические «защитные» функции для ее обладателей. Такой, своего рода, амулет, проносился по всему дому. Громничная свеча зажигалась для того, чтобы обжечь на голове домочадцев и домашних животных небольших крестиков, сложенных из собственных волос. Такой обряд «агністага крыжавання» символизировал защиту от злых демонов и духов. Чтобы злая нечисть обходила дом стороной, все проемы, двери и окна простукивались свечой, после чего она помещалась в самый дальний и потаенный угол. Без надобности такой амулет не доставался. К нему обращались только по самым важным поводам. Одним из таких являлось сватовство, а также рождение ребенка. Воск свечи считался целебным для больного человека. Умирающему человеку громничную свечу клали в гроб для более простого перехода в иной мир.

С громничной свечой связан рад верований. Так, к примеру, она зажигалась рядом с тяжелобольным человеком. Если дым шел в сторону двери, больной вскоре должен был умереть, а если распространялся по жилищу, должен был поправиться. Свеча зажигалась перед первым выгулом животных на улицу после зимы, перед первым посевом, а также при первом сборе урожайного мешка. На Громницы часто устраивались масштабные гуляния жителей. Некоторые разодевались в костюмы, танцевали и пели песни, поскорее приглашая своим хорошим настроением весну в гости. Некоторые белорусы, особенно в деревнях, до сих пор почитают этот зимне-весенний праздник.