Коляды

Это сейчас Новый Год у белорусов считается самым главным и ожидаемым праздником, на который принято дарить друг другу подарки. Ранее же различные приятности, потешки, веселости и прочие необычности было принято проводить именно на Коляды. Период празднования был весьма длительным: с 25 декабря по 6 января и был привязан к двум неделям между православным и католическим Рождеством.

Интересным фактом является языческое происхождение праздника. Его первоначальный смысл заключался в уходе старого года и приходе нового. Люди приветствовали новую пору, благодарили святых духов за все хорошее, что произошло в старом году и просили послать только хорошее в наступающем новом. Основная благодарность касалась сельскохозяйственных (урожайных) моментов. И только с принятием православия на Руси этот праздник обрел некоторую божественную основу и стал праздноваться вплоть до Старого Нового года и даже несколько позже (19 января).

В эту пору был день зимнего солнцестояния. То есть после этого дня день начинал потихоньку прибавлять. Считается, что названием «Коляды» происходят из языческой поры, когда Солнце именовалось «коло». Именно светило считалось в ту пору основным «божеством», которого просили впредь давать больше света на землю. По второй версии название пошло от словосочетания «кол-яда», означавшего переход еды по кругу. В этом также есть свой смысле, поскольку на протяжении всего праздника группы людей ходили от дома к дому с различными угощениями. К этой поре практически каждая семья считала обязательным выкормить и заколоть свинью. В доме проводилась уборка, а женщины занимались пошивом новой нарядной одежды.

Помимо еды большое значение уделялось танцам и песням. Колядки начинались только при наступлении 6 января. До этой поры всем надлежало поститься. Примечательной традицией было обязательное условие держать сено под скатертью на столе. Это следовало делать вплоть до окончания Коляд. На столк среди блюд должны были присутствовать взвар и кутья. Было много мясных блюд. Даже в небогатых семьях старались богато накрыть стол и позвать в гости родных и близких. Жарились блины, делали колбасу и прочие яства.

Основные мероприятия начинались вечером 7 января. После службы в церкви и емейного застолья в основном молодые люди (но не только и не обязательно) наряжались в цыган, медведей и прочих персонажей и отправлялись по домам. У предводителя группы, состоящей из десяти-пятнадцати людей была звезда. Таким хороводом пели частушки и веселые песни, ходили по селу. Постучавшись в дом, они колядовали, за что им полагалось дать угощение. Н в коем случае нельзя было обижать колядующих или демонстративно закрывать перед ними дверь. Считалось, что в такой дом обязательно в скором времени придет беда. На следующий день, в день Святого Степана, хозяин платил нанятым на него работникам и после выслушивания взаимных обид и упреков стороны могли договорить о работе в уже наступившем новом сезоне. Девушки занимались гаданием, ждали суженого. Окончанием Коляд был Щендрец. Это были те же коляды, но во главе группы ходила самая красивая девушка селения. После этого проходили три кутьи (так называемые окончательные обрядовые три вечера), после чего празднование на широкую ногу завершалось.