Традиционный славянский праздник, отмечаемый в последний летний месяц. Выделяется три спаса: яблочный, медовый и ореховый. Раньше его праздновали по-отдельности. Теперь же в основном белорусы объединяют в единое событие, смыслом которого является почитание природы за начало урожайного года. Первоначально языческий праздник впоследствии ассимилировался с церковными христианскими традициями, означающими Спасителю Иисусу Христу.
Для понимания особенностей опишем каждый из спасов по-отдельности. Начнем с самого раннего Медового спаса, традиционным днем которого считается 14 августа. Другим распространенным названием этого спаса является «мокрый спас». Называется он так потому, что связан с крещением Руси. В этот день традиционно совершался крестный ход к ближайшему крупному водоему. Если такого не находилось, то священники отправлялись крестить источники воды вроде ручьем, колодцев. Именно в этот день августа была принято святить воду. С чистотой и наведением порядка было связано очищение ото всех грехов. Считалось, что питье святой воды, омовение в святом водоеме, а затем уборка в доме и мытье скотины позволяет очиститься от всего недоброго, избавившись от грехов. Само собой, в этот день люди активно посещали церковь. Кстати, после праздника не рекомендовалось купаться в водоемах, поскольку вода уже могла быть холодной и плохой. Нередко ослушавшиеся люди тонули в омутах.
С этим днем совпадает еще один церковный праздник – почитание семи мучеников Макквеев. Эта церковная традиция идет со времен Ветхого Завета. Основным на столе должен быть мак. Поэтому белорусы издревле старались печь куличи, булочки и пироги с маком. Медовым же спас именуется поскольку именно в середине августа заламывались первые соты. У пчеловодов начинался сбор нового урожая. Именно в этот день можно было полакомиться свежайшим медком. С учетом поста всем кушаньям рекомендовалось быть постными.
Следующим праздником шел Яблочный спас. Именно с 19 августа многие начинали собирать фруктовый урожай. Собранные лукошки часто несли в церковь для того, чтобы посвятить. Примечательно, что до момента наступления яблочного спаса нельзя было кушать фрукты. Часто святились и колосья на поле. Считалось, что после 19 августа лето постепенно шло к своему завершению. В этот день отмечается церковный праздник Преображение Господне. История его следующая: Иисус Христос в этот день взошел на одну из гор для молитвы. Его сопровождали его три ученика: Иоанн, Петр и Иаков. В процессе молитвы считается, что к нему спустились два пророка: Илия и Моисей. Они помогли Иисусу увидеть наступление предстоящих событий. Будущее увидели и его ученики, увиденное их сильно испугало и опечалило. Однако сам Иисус был готов ко всему произошедшему и запретил ученикам рассказывать об увиденном.
Последим из спасов отмечался Ореховый спас – 29 августа. К этому моменту многие заканчивали жатву. Активная уборка созревшей пшеницы, если позволяла погода, проходила в течение 10 дней. Поэтому одним из распространенных названий праздника был Хлебный спас. Ореховым же спас именуется по той причине, что в этот период традиционно созревали орехи. Поэтому на столе в обязательном порядке должны были присутствовать угощения и выпечка с орехами. Примечательным фактом является соблюдение серьезного поста, который как раз проходил между тремя спасами. Называется он Успенский пост. По окончании поста в Ореховый спас разрешалось стол накрыть с большим убранством и без всяких на то ограничений полакомиться различными вкусностями. В церковном календаре этот день именуется Спасом на холсте, поскольку в 994 году 29 августа из Константинополя был перенесен образ Христа.