Светлана Алексиевич

Светлана Алекандровна Алексиевич с недавнего времени, а именно 2015 года, стала всемирно известным белорусским прозаиком. Именно в этом году ей была присуждена самая известная и почетная Нобелевская премия (по литературе). Несмотря на длительное проживание на протяжении последнего времени за пределами Беларуси, писательница никогда не открещивалась от своих корней. Родившись в Украинской ССР, большую часть жизни прожила в Беларуси. Именно здесь была сформирована ее гражданская и жизненная позиция, которая легла в основу при подготовке первой и последующих книг. Нетрадиционный жанр документальной прозы, облаченной в художественную обертку привлек множество поклонников, а настоящая известность пришла уже после развала Советского Союза.

Светлана Алексиевич родилась в совершенно простой семье. Отец был белорусом, а мать белоруской. В раннем возрасте девочке был поставлен страшный диагноз – рахит. Традиционное лечение не помогало, и по словам писательницы, отец попросил помощи у настоятельницы одной из церквей, которая сказала приходить матери с дочкой каждый день в храм, а по уходу постоянно давали пол-литра козьего молока. Так, постепенно, в результате большой веры во Всевышнего, болезнь отступила. Спустя некоторое время семья переехала на Полесье. Там отец стал директором одной из местных школ, мать также стала учительницей. Даже при таком раскладе дочка училась весьма посредственно. Закончила школу с девятью тройками. Была неусидчивой. Желала скорее окунуться во взрослый мир.

Сразу после школы она решила пойти в журналистику. Начала работать в качестве корреспондента в местной газете «Припятская правда». Был период работы в школе в качестве учительницы немецкого языка. Уже набравшись некоторого жизненного опыта, в 1967 году поступил на журфак БГУ. По его окончании отработала по распределению в Березе. Впоследствии вернулась в Минск и продолжительное время работа в местных журналах и газетах. В этот период Алексиевич познакомилась и даже подружилась с Алесем Адамовичем, который в то время без малого создавал новый для Беларуси жанр – некоего симбиоза документалистики, журналистики и художественной литературы. Его работы будущая писательница считала невероятно живыми. Не единожды подтверждала невероятно влияние на формирование ее взглядов. Считала Адамовича своим наставником и учителем.

В начале 80-х годов Алексиевич наконец решилась на написание собственной первой книги «У войны не женское лицо», основу которой составлял сюжет о тяготах и лишениях женщин в период Великой Отечественной войны. Однако из-за «чрезмерного поцифизма» и «попытки подорвать образ советской женщины» черновик несколько лет «блуждал» по издательствам. Никто не брал на себя смелость опубликовать произведение. Тем не менее, в 1983-84 годах отдельные отрывки начали публиковаться в журналах, а в 1985 году была выпущена отдельная книга. Некоторые моменты попали под критику цензоров. Пришлось пойти на уступки и согласиться с такой версией, чтобы книга наконец была опубликована. Это была первая часть цикла «Голоса Утопии» о так называемом «Красном человеке». В последующих работах (четырех книгах) были описаны особенности перестройки, Чернобыльская трагедия, распад социализма и построение новых республик. Однако в каждом из произведений писательница практически не касается политики. Старается все внимание читателя приковать к простым жизням героев, которым пришлось перенести многочисленные сложности. За живость и содержательность произведений Алексиевич полюбили многие читатели не только в Беларуси, но во всех постсоветских странах. После того, как работы были переведены на многие языки, о ней узнали и за рубежом. Была отмечена многочисленными премиями и наградами.

За заслуги в 2013 году была впервые представлена в шорт-лист претендентов на получение Нобелевской премии, однако в тот год ее получила канадская писательница. Спустя два года ее слава не обошла стороной. С формулировкой «за её многоголосное творчество — памятник страданию и мужеству в наше время» она получила самую престижную награду в области литературы. Произведения Алексиевич настолько нестандартны, что однозначной позиции у белорусских и российских критиков на ее работы нет. Однако, насколько ни были бы противоречивы труды писательницы, получение Нобелевской премии – неоспоримый факт признания ее таланта.