Перевод слова «свадьба» на белорусский («вяселле») всецело отражает этот радостный обряд создания новой семьи. Испокон веков в семьях, проживающих на территории современной Беларуси, в эту пору было принято радоваться, веселиться и отлично проводить время в компании молодоженом, членов семьи, родственников и близких. Нередко невесту отдавали замуж всем селом. Каждый из этапов означал определенное обязательное действо. Мероприятие настолько насыщенное, что со стороны может показаться, что это целое театрализованное представление с игрой действующих лиц по ролям. Отчасти так и есть. Обо всем по порядку.
Современный свадебный церемониал мало чем стал походить на исторические празднования. Нынешней молодежи в диковинку обряды, наряды и угощения. Традиционная белорусская свадьба, конечно, значительно отличается от теперешних подходов и взглядов. Теперь мало кто придерживается хотя бы небольшой части традиционной свадьбы. Лишь деревенские жители сохранили частичку уникального обряда белорусского народа. Ранее торжество молодых, пожелавших создать семью, в основном состояло из предсвадебного периода, когда жених с родными сватался к родителям невесты, непосредственной свадьбы (основного гуляния), а также из послесвадебного застолья. Столы могли накрываться в течение целого месяца, поскольку этот период до сих пор носит название «медового месяца». Далеко не во все дни в течение календарного года можно было играть свадьбу. Основные запреты касались постов, а также срока с 7 по 21 января. Эта пора называлась кровавыми вечерами. Чаще всего женились летом, нередко свадьбы проводились по окончании уборки урожая. Кому не терпелось – соединяли свои жизни и зимой – после Крещения и до Масленицы.
Более подробно расскажем про первый – предварительный (предсвадебный) период. Как и любое важное событие сватовство было окутано большим число таинств, верований и суеверий. Нередки были случаи, когда торжество молодых и вовсе могло не состояться. К примеру, если во время похода к родителям невесты сватам перебегала дорогу черная кошка, это было к не добру. В целом же, наиболее подходящими днями для сватовства считались три дня в неделю: вторник, четверг и суббота. Сам жених часто даже не отправлялся свататься. Это делали его родные и близкие. В основном родители и крестные. Иногда к этой небольшой группе, состоящей из 5-7 человек могли присоединиться родные или двоюродные братья и сестры жениха. Само сватовство вовсе не означало согласие как самой невесты, так и ее родных. Поэтому сватам могли и отказать. Интересной особенностью являлись так называемые «пярэпыты». Это слово означало двух- или трехдневный срок, когда специальная женщина накануне прибытия сватов отправлялась в семью невесты для того, чтобы «прозондировать почву» и выяснить намерения молодой и ее родителей. Делалось это для перестраховки. После полученного согласия отказ сватам считался недопустимым. А такого рода случаи, если они и происходили, являлись настоящим позором для всей семьи. Сватовство проходило в торжественной и дружелюбной атмосфере. С собой сваты приносили множество даров и вкусностей. Если же все происходило по обоюдному согласию, а невеста была не против, распивалась специальная принесенная бутылка с «горячительным». В пустую тару насыпали зерно, а саму бутылку обвязывали поясом. После этого назначался день свадьбы. При отказе сваты имели право забрать все свои дары обратно.
Накануне свадьбы невеста, как правило, проводила аналог современного девичника. В этот день (обычно в субботу перед свадьбой) невеста с подругами плела свадебный венок. Могли петь песни и вести задушевные разговоры о предстоящем событии. В семье жениха также накануне торжества готовились основательно. Выпекался каравай, готовились наряды. Интересной особенностью был запрет на участие в выпекании каравая бездетных женщин и вдов. В непосредственный день свадьбы в доме жениха большой стол накрывался белой скатертью. На него помещали испеченный каравай, соль, ведро с водой и специальная свечка. Повязав руки сыну домотканым полотенцем, отец водил его 3 раза вокруг этого стола. Впереди несли икону, которая затем оставалась дома. Обряд означал благословение, которое родители давали своему ребенку, отправляя во взрослую жизнь. В доме невесты также шли большие приготовления. Надевались наряды, готовился праздничный стол, ожидали гостей для выкупа. Обычно невесту одевали не в своем доме (а в доме по улице напротив). Это считалось плохой приметой. Платье традиционного вида окончательно подгонялось. Фата надевалась уже в самый последний момент перед прибытием гостей. Выкуп традиционно проходил шумно, задорно. Считалось, что выкупать невесту нужно, не скупясь. Проходя различные испытания и доказывая свои намерения. Могли проводиться различные конкурсы и театрализованное представление. После этого молодые и их близкие отправлялись в церковь.
Впереди ехала повозка с женихом, затем невеста, а затем и все остальные. По обыкновению использовалось 7 повозок. Перед непосредственным отправлением отец невесты или оба родителя ходили вокруг кортежа, благословляя его. По прибытию в храм молодожены становились на небольшое полотенце (ручник), к ним подходил священник и начиналось венчание. Обязательным пунктом церемониала считалось посещение предков на кладбище сразу по окончании венчания. Только после этого уже состоявшиеся молодожены со своими родными и близкими отправлялись на гуляния. Во дворе их ожидали родители в специальной одеже, хлебом и солью. Отведав угощение и поблагодарив родных, наступал следующий важный этап. Перед входом в дом проходил обязательный обряд – жених брал невесту на руки и переносил порог дома, а присутствующие посыпали их зерном. Считалось, что это была зона смерти и ее следовало переступить молодым, причем первый шаг сделать не на голый пол, а на вышитое покрывало. Когда все усаживались за стол, начиналось пышное и шумное гуляние. Обычно свадьбу справляли 3 дня. У менее обеспеченных жителей гуляния могли завершаться и в течение одного дня. Однако все старались приложить максимум усилий для роскошного и запоминающегося праздника. Ведь считалось, как молодые с близкими отпразднуют свое торжество, так они и проведут оставшуюся жизнь. Примечательным моментом считались так называемые «пироги», которые проводились обычно на девятый день. Это была своего рода благодарность родителям, которые в момент застолья из-за хлопот не успели ни поесть, ни отдохнуть.