Язэп Дроздович

Белорусская живопись не столь известна даже среди людей, интересующихся искусством. Поэтому имя Язэпа Дроздовича знают совсем немногие. При этом крайне оригинальный живописец с успехом занимался скульптурой, астрономией, этнографией и археологией. Все это не могло не оказать влияния на его мировоззрение, ярко зафиксированное в работах мастера. Расскажем подробнее про его непростую жизнь и судьбу.

Появился на свет будущий разносторонне развитый художник в 1888 году на одном из хуторов нынешнего Глубокского района. Несмотря на дворянский статус семья считалась довольно бедной по тем временам. Не только по причине множества детей в семействе, но и сложных обстоятельств. Несмотря на это Язэпу удалось получить довольно хорошее начальное образование. Стремление к учебе было замечено как педагогами, так и родителями. Поэтому повышать свой уровень знаний его отправили в Вильно. В восемнадцатилетнем возрасте Дроздович отправился познавать изобразительное искусство в одной из местных школ (Ивана Трутнева).

Началом творческой карьеры Язэпа Дроздовича принято считать 1909 год, когда на свет появилась оригинально оформленная обложка первого белорусского календаря на следующий же год. Примерно в то же время будущий художник начинает писать книги. Его занимают различные сюжеты. Однако на данном поприще большого успеха автор не достигает. Возможно и потому, что вскоре Дроздовича призывают в армию. Служил в фельдшерском корпусе. По возвращении застал возникновение движения, суть которого в обретении Беларуси независимости и самоидентичности. Уже несколько возмужавший Язэп активно поддерживает становление государственности. Его мечтой являлось образование белорусской национальной академии искусств. В то время большая часть политических и культурных процессов происходило в Минске. Однако нынешняя белорусская столица в результате заключенного Рижского мира перешла Польше. Поэтому Дроздович переезжает на свою малую родину.

Здесь мастер вновь активно занялся живописью и скульптурой. Примерно в это время появляется известная скульптура Франциска Скорины. Больше всего увлекает Язэпа так называемая книжная графика – оформление изображений в книгах. Но и про картины он не забывает. Из-за новаторского подхода и уникальной стилистики теперь его часто сравнивают с Леонардо да Винчи. Жанровую принадлежность Дроздовича не всегда просто. В том числе и потому, что он активно увлекался астрономией. Достиг в этом научном направлении неплохих результатов. Написал книгу «Небесные беги», считался одним из самых образованных и компетентных белорусских астрономов своего времени. Его даже называли белорусским Циолковским. Создавал и доказывал собственные теории, которые впоследствии сам же и опровергал. Черпал вдохновение в этой тематике и написал серию известных работ. Среди них «Лунный город Артополис», «Вечер в марсианской пустыне».

Из-за свойственного лишь немногим индивидуального видения и подхода Язэп Дроздович при жизни пользовался противоречивой репутацией. Многие коллеги и знакомые считали его, мягко говоря, своеобразным. Славы снискать мастеру до смерти не удалось. Обладая высоким уровнем знаний и образования, он мог бы жить спокойную и безбедную жизнь. Однако выбрал постоянные скитания по родному краю и совершенно простую жизнь. Обучает обычных людей и прочих работяг. В небольших городах и поселениях организует библиотеки, любительские театры, иным образом старается развить культурную жизнь. Все это так и не воздалось ему сполна на протяжении жизни. Есть некоторые свидетельства о том, что под конец жизни, разочаровавшись во всем, непризнанный гений начал много употреблять спиртного. Уходит из жизни Язэп Дроздович в 1954 году. Так и не дождавшись подтверждения своей уверенности в том, что человек обязательно ступит на Луну или иные планеты Солнечной системы. Признавать за мастером его неповторимость и уникальность современники начали лишь спустя десятилетия. В Минске в честь Дроздовича установлен памятник.