Одним из самых почитаемых и любимых белорусами крестьянско-церковных праздников считается Юрьев день, который традиционно отмечается 6 мая. Считается, что именно тогда приходит настоящая теплая весна, после которой серьезных заморозков опасаться не стоит. К этому времени на поле уже вовсю буйствует свежая зелень, которой с большим удовольствием начинают лакомиться соскучившийся по витаминам скот. Его, к слову, раньше выпускали пастись только с 6 мая.
В ряде областей и регионах территории современной Беларуси начинали петь традиционные летние песни, которые посвящены будущему урожаю, жаркой поре лета и веселью. Многие начинали сооружать качели, остальные даже пробовали окунуться в речке или озере. Святой Юрий считается покровителем постухов. Отсюда и такое почитание тех, кто занимался выгулов скота на пастбищах. Если брать так называемый землевладельческий календарь, то Юрьев день – один из самых примечательных.
Существует легенда о Святом Юрии, которому удалось обмануть сатану. Суть ее такова, что как-то раз Господь созвал к себе весь скот, а также главных святых. Надлежало определить, какой домашней скотине будет относиться тот или иной корм. Распределение состоялось, а по его завершении овес сумел за собой определить нечистый. Юрий при этом опоздал, поэтому за собой смог застолбить лишь осот. Культура так себе, поэтому он попытался выпросить у Господа что-то получше. Однако тот предложил ему отобрать овес у сатаны. Отправился Юрий догонять нечистого, в чем довольно хорошо преуспел. Да так, что вышло его опередить и спрятаться в кустах. Сатана в это время передвигался, а про себя постоянно проговаривал название овса, чтобы не забыть. Выскочивший из засады Юрий так напугал сатану, что тот запамятовал название культуры. Юрий же оказался хитрым и подсказал осот вместо овса. С тех пор за святым Юрием и домашним скотом числится овес, а на сам праздник часто готовят кисель из овса.
Гнать домашнюю скотину на пастбище в первый после зимовки раз надлежало святой вербой. Делалось это в том числе и потому, чтобы защититься от росы, которая считалась опасной для скота и в особенности для телят. Некоторые колдуны могли использовать росу в своих неблагочестивых целях. От нее могли слепнуть и даже гибнуть целые стада. Это одна сторона и мнение по поводу росы. Однако в народе считалось, что роса, созданная природой, может исцелить как скотину, так и человека. А роса являлась ничем иным как жизнетворным соком, посланным Господом на землю.
Традиции касались не только крупного рогатого скота, но и лошадей. Владельцы коней перед предстоящим ночным выгулом брали икону и ходили с ней вокруг хлева. При этом брали яйца по числу животных и укладывали их под порог. Каждого коня следовало погладить по гриве, приговаривая: «Пришла юрьева роса, не дам вам овца». Затем собиралась ссобойка для пастуха и лошади передавались ему для выгула. Это мог быть хлеб, яйца, домашняя колбаса и мясо. В некоторых белорусских селениях Юрьеву дню придавалось такое значение, что это был для жителей настоящий церемониал. К примеру, накануне устраивалось большое застолье с различными кушаньями. Надлежало молиться святым Юрию и Георгию. Скотину повязывали специальными ленточками, обмазывали святой водой, после чего гнали поклоняться перед тем как передавали пастуху для их выгула. В этот день пастухи становились одними из самых важных персон в селении. Своего рода их профессиональный праздник, выражаясь современным языком. Их следовало угощать, приглашать к столу и на гуляния. После 6 мая пастухи принимались за свой каждодневный непростой труд.