Борис Заборов

Жить и работать фактически не две страны сложно. Поэтому Борису Заборову – выдающемуся скульптору, графику и художнику было непросто определиться на протяжении всей своей жизни. До сих пор он проживает во Франции. Является одним из самых видных европейских представителей современного художественного искусства. Автор многочисленные персональных выставок по всему миру. Последняя прошла в 2010 году в Минске – в Национальном художественном музее. Его работы находятся в различных публичных и частных коллекциях. Автор наград: премий и медалей. Кавалер Ордена Французской республики «Искусство и литература».

Фактически с момента рождения в Минске в 1935 году жизненный путь Бориса Заборов был предопределен. Его отец был живописцем и с самого юного возраста привил своему сыну любовь к искусству. Первые уроки оказались самым значимыми и ценными – помогли выявить и на начальном уровне развить талант. Поскольку отец педагогом, по сути, не являлся маленький Борис стал посещать кружок изобразительного искусства. Проходили занятия во Дворце пионеров под руководством Сергея Коткова. После начального образования свои художественные навыки будущий художник стал развивать в Минском художественном колледже. Окончив его, поступил в Государственный академический институт живописи в Ленинграде. В процессе своего обучения понял, что больше тяготеет к оформлению театральных постановок и скульптуре. Поэтому через несколько лет перевелся в Москву, где продолжил обучение по специальности «художник театра» в Государственном академическом художественном институте им.Сурикова. Дипломная работа, к примеру, касалась эскизов декораций к одной из опер советского композитора.

Оставаться в РСФСР состоявшийся специалист не стал. Он решил вернуться в родной Минск, где вступил в Союз художников. Первоначально несмотря на свою специализации мастер преимущественно работал книжной графикой. Ему очень нравилось спокойное и кропотливое оформление книг. К примеру, в его непосредственные обязанности входило создание иллюстраций, а также оформление изданий. Приходилось работать над самыми разными произведениями: от русской классики до работ белорусских авторов. Не раз его книжная графика удостаивалась различных премий и наград – в том числе союзного масштаба. Сами же издания становились множество раз участниками выставок не только в СССР, но и за рубежом. В 1971 году, к примеру, мастер был удостоен золотой медали на Международной выставке книжного искусства в немецком Лейпциге.

С 1975 года Заборов начинает более активно заниматься оформлением театральных постановок. Принимает участие в создании костюмов и декораций в пьесе Николая Островского «Гроза». Сам спектакль ставится в Белорусском драматическом театре. Параллельно с этим он старается развивать так называемую станковую живопись, но по большей части для себя. Выбор, в какой сфере окончательно определиться был непростым. Как рассказывает сам автор, живописцам приходилось непросто, часто это была жизнь в постоянной нужде. Иллюстрирование же книг и разработка театральных декораций приносили значительно больший доход. Кроме того, это позволяло в большей степени быть свободным от наставлений Союза художников. Поэтому выбор был сделан в эту сторону. Хотя об этом мастер жалел много раз. Даже сам себя она называл «предателем», за то что оставил мечту стать художником в полном понимании этого слова.

Часто из-за сложностей и ограничений в искусстве Борис Заборов задумывается о переезде в Европу. Однако к реализации своих давних планов и задумок приступает только в 1980 году. Фактически постоянно художник проживает во Франции с 1981 года, где с момента эмиграции он продолжил активно трудиться и применять свои знания на практике. Его стилистика достаточно резко изменилась – в сторону авторской интерпретации художественных произведений на основе студийной фотографии начала XX века. В своих воспоминаниях Заборов рассказывает, насколько был преисполнен желанием начать все с чистого листа. Во Франции у него наконец появляется время и возможность поработать над созданием картин. Наиболее известные из работ «Мужчина с цветочным горшком», «Женщина в белой шляпе», «Семейный портрет», «Дом» - названия как-раз-таки отчетливо подтверждают направленность стиля мастера. Параллельно активно работает в области театрального искусства, сотрудничает с несколькими местными именитыми театрами и готовит костюмы к спектаклям и декорации. Даже находясь уже в весьма преклонном возрасте в 2007 году он разработал сценографию и костюмы к спектаклю «451 градус по Фаренгейту» по известнейшему роману Брэдбери, который ставился в московском драматическом театре «Et Cetera». В настоящий момент по-прежнему проживает во Франции.