Фердинанд Рушиц

Выдающийся живописец-пейзажист Фердинанд Эдуардович Рущиц белорусско-польского происхождения прославился своими оригинальными работами с присущей манерой исполнения. Основной упор делал на реалистичный символизм, фиксируя на полотнах особенности своего времени. Общественный деятель, просветитель, сценограф и график. Большой сторонник идентичности белорусско-польско-литовских земель.

Рождение будущего художника пришлось на 1870 год в небольшом поселении (родовом имении на тот момент) Богданово, расположенного недалеко от Ошмян, в теперешнем Воложинском районе. Благодаря хорошей армейской выслуге и окончании военной службы в стане капитана отец Фердинанда устроился чиновником на популярной в то время Либаво-Роменской железной дороге. В связи с тем, что главным пунктом на ней был Минск, семья и дети часто и подолгу находились в большом уездном городе. Именно здесь Рущиц отправился в гимназию и получил весьма неплохое образование по меркам того времени. Любовь к живописи ему привил Кузьма Ермаков, который и научил будущего мастера новому искусству.

В конце XIX века набирала популярность профессия юриста. На семейном совете было решено выводить сына в «большой свет». Семье было непросто определить сына на юридический факультет Санкт-Петербургского Императорского университета. И сперва Фердинанд последовал советам родителей. Однако совсем вскоре из-за тяги к живописи подал прошение на поступление в качестве вольного слушателя в Императорскую Академию художеств на соответствующее отделение. Через несколько лет Рущиц понял, что юридическая наука не для него. Поэтому перевелся в академию, посвятив все свое время искусству. Там ему посчастливилось брать уроки выдающихся мастеров своего времени (Шишкина, Богаевского, Рылова и многих других). В качестве основного направления выбрал для себя реалистичную живопись. Уже тогда главной задачей обозначал перед собой запечатление примечательных сюжетов.

Окончание Академии приходится на несколько лет до наступления XX века. В 1897 года Фердинанд Рущиц пишет дипломную работу «Весна», которую затем для своей коллекции купил Павел Третьяков. А спустя некоторое время молодому мастеру удается за хорошие деньги продать несколько своих новых картин. Одну из них приобретает известный в то время Савва Морозов. Вырученных средств оказывается достаточно для того, чтобы отправить в путешествие по европейским странам. Знакомство с модным в тот момент немецким символизмом, французским импрессионизмом, модерном не впечатляет художника. По возвращении в Богданово живописец понимает красоту природы и широту души своего народа, именно им решает посвятить сюжеты на ближайшие годы. В период с 1898 по примерно 1910 годы мастер пишет свои самые известные произведения. Из них наибольшую популярность обрели «Земля», «У берегов Вилейки», «Последний снег», «Зимняя мельница», «Крыши виленских костелов», «Скала в море», «Деревянная лодка», «Пейзаж с облаками». Как видно из названий в основном художник писал реалистичные сюжеты своего района и ближайших окрестностей. Однако нередка была среди его работ и морская тематика. Благодаря мастерству и особому стилю Рущица причисляли к одним из лучших представителей нового русского пейзажа.

Ближе к 1904 году живописец все больше осознает свою историческую принадлежность к белорусско-польским землям. Для передачи своих знаний начинает преподавать в Варшавской школе изящных искусств. Таким способом мастер желает принять участие в становлении новых кадров в современном изобразительном искусстве. Параллельно довольно активно занимается общественной деятельностью. В 1908 году переезжает жить в Вильно. Там он в большей степени начинает интересоваться и заниматься декоративно-прикладным искусством. Развивается в оформлении книг, сцен, совершенствуется в графическом дизайне. Некоторое время спустя принял участие в оформлении сцен театров в Варшаве и Вильно. Является одним из ярых сторонников возобновления деятельности Виленского университета. До последнего времени (своей кончины в 1936 году) занимается искусством в различных его проявлениях. В настоящее время картины мастера находятся в государственных и частных коллекциях в Беларуси, Польше, Литве и по всему миру.