Гавриил Ващенко

Гавриил Харитонович Ващенко считается одним из самых ярких представителей белорусской станковой живописи. Его работы одновременно философские, жизненные и серьезные. Ровно такие, которые заставляют задуматься о действительности и зафиксированном на полотне событии. За свою длинную 85-летнюю жизнь мастер оставил богатое наследие из множества работ. Принял участие в создании без малого монументальных работ: мозаике, росписях, витражах в кинотеатрах, дворцах культуры и прочих местах.

Родившись в 1928 году в деревне Чикаловичи Гомельской области, в возрасте 17 лет по окончании Великой Отечественной войны покинул родительский дом в поисках себя и формирования повзрослевшего молодого человека. Склонность к рисованию в Гаврииле заметили еще в раннем детстве, однако идти учиться на художника в то время, когда вся страна находилась в руинах и нуждалась в рабочих специальностях, было непозволительной роскошью. Поэтому парень поначалу решил окончить местный железнодорожный колледж. Однако в момент, когда документы уже были поданы, а он сам фактически зачислен в учебную группу, увидел в одной из газет рекламу о зачислении слушателей в Киевское училище прикладных искусств. Как позже объяснял будущий художник, какая-то неведомая сила заставила его все же перевести документы в училище. Для поступления требовалось показать сои наброски. В качестве таких работ Ващенко предъявил некоторые самодельные зарисовки, партизанские карты и макет игральных карт. Талант преподаватели оценили и зачислили юношу в учебную группу.

Учиться в киевском училище было непросто. Всех первокурсников поселили в актовом зале. В не менее разрушенном Киеве жилья катастрофически не хватало. Окон практически не было. Приходилось спать фактически на открытом воздухе. Интересным фактом является обретение наименования фамилии, по которой мастер стал впоследствии известен. При рождении он был Вашчанка и лишь в Киеве решил изменить фамилию на Ващенко. Уже во время обучения в училище Гавриил начинает писать несколько полотен. Благодаря толковым наставникам, они вышли вполне достойными. По окончании училища первое время Ващенко работал на Киевской киностудии. Руководивший в то время студией Александр Довженко посоветовал начинающему художнику организовать свою первую персональную выставку, что через некоторое время и было сделано. Мнение непосредственного руководителя оказалось настолько определяющим для юноши, что тот решил полностью связать свою жизнь с живописью. Так, он поступил во Львовский институт декоративно-прикладного искусства (на факультет монументального искусства).

По окончании института молодого мастера распределили в Кишиневское училище. В молдавской столице талантливый начинающий художник много преподает и работает. Великолепная на пейзажи молдавская природа вдохновляла Ващенко на живописные и прочие работы. Продуктивность была настолько велика, что по воспоминаниям самого Гавриила Харитоновича, если бы он остался в Молдавии, его карьера развивалась бы значительно более стремительно. Однако в связи с открытием в Минске Белорусского театрально-художественного института (нынешняя Белорусская государственная академия искусств) он принял решение вернуться на родину. В том числе и потому, что в БССР остро ощущалась нехватка квалифицированных специалистов. Жилья у Ващенко не было, однако ректор ВУЗа поспособствовал выделению квартиры.

Находясь на новом (старом) месте художник ищет себя. Во многом благодаря золотистому и земляному оттенкам его начинают именовать «мастером янтарной живописи». В это же время он становится заведующим кафедрой, впоследствии профессором. Активно помогает своим ученикам. Продолжает писать картины, работает все больше с натурой. В 1988 году за заслуги и достижения был отмечен званием Народного художника БССР – наивысшей профильной государственной награды. Произошедшая в 1986 году техногенная катастрофа в Чернобыле очень сильно повлияла на мастера, с рук которого вышла целая серия полотен на эту тематику. С распадом СССР в его перечне тем появляется религия, мифология, история. На рубеже веков его гений был по достоинству оценен не только на родине, но и во всем мире. Гавриил Харитонович получал звания «Человек года», «Человек XX столетия». До самой смерти в 2014 году художник творил, продолжал работать не только в живописи, но и пастели, акварели и прочих жанрах и стилях. Считается почитаемым и уважаемым мастером.