Леон Бакст

Леон Бакст – пример талантливого человека, гений которого долгое время не признавался. В то же время, его труд, упорство и постоянное созидание привели к тому, что он при жизни стал одним из самых известных художников современности. Отчасти белорусским художником Бакст, который при рождении был назван Лейб Хаим Розенбергом, считается из-за того, что родился в ортодоксальной еврейское семье в Гродно. В последствии он большую часть своей жизни провел в Париже и Санкт-Петербурге, однако о своих корнях помнил всегда, отзывался самым добрыми словами. Помимо написания картин прославился в создании театральной графики, или другими словами – декораторов в оформлении постановок. Его сотрудничество с Дягилевым в реализации театральных проектов стало одним из самых примечательных. Вылилось в оформление декорация для русских балетных и прочих постановок. Считается одним из основоположников такого направления в живописи как ориентализм.

Родители, в частности отец, который был известным знатоком Талмуда, выступали против рисования. Бакст обучался на дому. В то же время, уже в юном возрасте у мальчика стали проявляться способности к изобразительному искусству. Его работы были настолько неплохи, что дед решил отправить в Париж несколько заготовок известному в то время российскому скульптуру Марку Антокольскому. Обучающемуся в одной из петербургских гимназий парню последний рекомендовал поступить в художественную академию. Не доучившись в гимназии Бакст стал свободным слушателем Академии Художеств. Известно о том, что и ее будущий известнейший художник не окончил. В это время с ним произошел примечательный факт: как-то он познакомился с новым для себя направлением – оформлением наглядных пособий и художественными иллюстрациями. Освоив оформление детских книг, впоследствии он не единожды подрабатывал иллюстрированием книг.  

Фамилию Бакст художник взял в то время, когда в 1889 году была организована его первая персональная выставка работ. Это ни что иное как производная от девичьей фамилии матери Бакст. По мнению самого художника, фамилия Розенберг ему сильно мешала заявить о себе. Так, во время одной из выставок, где были представлены работы русских и финских авторов, Бакст также выставил свои несколько работ под первоначальными инициалами. Причиной неудачи он посчитал еврейскую фамилию, от которой тогда навсегда отказался. Впоследствии примыкал к некоторым сообществам художников. Стоит отметить специфику того времени. В период смены веков модернизм играл все большее значение. Участники кружка, в который попал Леон, видели будущее в объединении современной графики, танца, песни и слова. В их понимании лучше всего под это подходил театр. С 1898 года начинает выходить журнал «Мир искусства», который Бакст выпускал вместе с Дягилевым. Расцвет направления, в котором ста работать мастер, происходил в Европе. Но денег на дорогостоящие путешествия критически не хватало. Благодаря определенной популярности он взялся за большой заказ царского двора – полотно о прибытии российских моряков в Париж под руководством адмирала Авелана. Немалые суммы, на которые были щедры российские власти позволили на протяжении восьми лет (столько долго создавал полотно Бакст) несколько раз путешествовать из Санкт-Петербурга в Париж и обратно. В 1899 году был удостоен звания почетного гражданина Санкт-Петербурга.

В 1903 году принял в Варшаве лютеранство, чтобы жениться на своей избраннице Любовью Третьяковой. Однако брак оказался неудачным и еще до рождения сына он развелся с женой. Через некоторое время вновь принял иудаизм, что было встречено в штыки российской властью. За данное действие он был выслан из Царской России, после чего с 1910 года окончательно поселился в Париже. Основным направлением его деятельности стало оформление театральных декораций. Однако продолжал писать картине, но все реже. Спустя четыре года после прибытия во французскую столицу он был приглашен в члены Академии художников. Придуманные Бакстом костюмы изготавливал известный местный мастер – мадам Мулле. Некоторые историки считают, что талант декоратора раскрылся даже в большей степени нежели написание картин. Однако это субъективная трактовка некоторых исследователей, поскольку созданные Леоном Бакстом полотна известны и почитаемы во всем мире.