Четверг, 10 Сентябрь 2015 22:33:00

Самая необычная православная церковь Беларуси

Есть на севере Беларуси небольшой городок Сарья, в котором находится интереснейшая достопримечательность - православная церковь, не похожая ни на одну другую. Когда видишь это здание в первый раз, напрашивается вывод - какая же это церковь, если вылитый костел! Зная тот факт, что в XIX в. некоторые костелы действительно были превращены в православные церкви, можно предположить, что и здесь произошло то же самое. Но это выводы преждевременные. Ведь, если начнешь присматриваться к архитектуре здания поближе, поймешь, что и на костел не совсем похоже. Скорее видится какая-то смесь культовой постройки по мотивам средневекового замка. А кельтский символ "трискель" на фасаде - зачем архитектор его сделал?

Ниже приводится версия, записанная со слов настоятеля церкви Василия Стрехи (интереснейший дядька!). Возможно, она ответит на вопросы и прольет истину на крайне незаурядную историю Успенской церкви в Сарье.

Трагическая предыстория: у Игнатия Лопатинского, местного помещика, умерла горячо любимая жена. Шах Джахан велел создать Тадж-Махал в такой же ситуации. А Лопатинский в память о своей любимой решил построить фамильное сооружение, как он это назвал, напротив усыпальницы (не сохранилась, на этом месте сейчас установлен памятный камень). По подземному ходу из этого фамильного сооружения можно было попасть в усыпальницу. Архитектором был приглашен Густав Шахт из Пруссии. Уточним: Лопатинский являлся католиком - точный факт. Но построить он хотел все-таки не костел, а некий семейный дом скорби. О этом были согласованы  все нужные разрешения (документы), в которых было указано, что строится «фамильное сооружение», чтобы подчеркнуть - не костел. Но, не смотря на то, что документы были утверждены по всем правилам, беда пришла от местного чиновника, который проезжал мимов разгар строительства. В чем была причина того, что в итоге этого посещения, чиновник написал жалобу в высшие инстанции в стиле: «поставить на вид»? Можно только догадываться. Может ссора, а может просто взятку хотел. И как только строительство было завершено, на Лопатинского посыпались неприятности. Беда никогда не приходит одна. Скандал дошел до столичного Петербурга, пришлось даже ехать туда разбираться матери Лопатинсккого. Решение, вынесенное властями было строгим: разрешение государство все-таки не давало на такую постройку, а по сему – снести за свой счет. Игнатий, чтобы, если не пользоваться самому, то хотя бы сохранить здание, предложил отдать государству, только бы не разрушать. Государство повелело открыть православную церковь. Василий Стреха также указал, что версия проверяется сохранившимися документами судебной тяжбы. Они есть в архивах Вильнюса и Санкт-Петербурга. В том, что здание было именно православной церковью, можно убедиться по рисунку Н. Орды - там православные кресты.

Церковь функционировала вплоть до середины 30-х гг. XX в. Истины ради, следует упомянуть, что постройка все-таки успела побывать костелом, но всего полгода в 1920 г., в то время эти земли были временно оккупированы польской армией (можно встретить еще информацию про костел в 1988-90 гг., но это не правда). После граница перенеслась немного западнее.

География района (особенности ландшафта, речные преграды) определенно указывала, что здесь можно создать сильную оборонительную линию. Она была построена (теперь мы ее знаем как Линию Сталина); многочисленные ДОТы тому подтверждение. Эти укрепления, не смотря на их незавершенность, все же сыграли свою роль в замедлении наступления немецкой армии летом 1941 г., бои здесь были очень тяжелые. На церкви видны отметины от попадания пуль, есть даже снарядные. Случайно, или это было чудо, но здание уцелело. А уже после Великой Отечественно войны стало использоваться под склад ядо-химикатов и удобрений, которые, просочившись из мешков,  несколько попортили одну из стен. И до войны, и после церковь предполагалось снести, но не случилось. В то время, когда ее закрывали, некий смельчак-маргинал за литр водки сломал на крыше крест. Вообще весь верх сильно пострадал, башенки и зубцы – это восстановленный по архивным данным новодел. В это сложно поверить, но в 1988 г. церковь чуть не была превращена в кабак. Местный деятель партии (из таких, видимо, потом и вышли некоторые новые русские) сам себе сделал на это разрешение. Он успел перепланировать внутреннее помещение, чтобы вышло 2 этажа; одну арку заложили кирпичом. Но опять что-то не срослось. После же распада Советского Союза здание снова действует как православная церковь. 

Из достопримечательностей в Сарье есть еще въездная брама, оставшаяся от усадьбы (дом не сохранился) и одичавший парк. И все-таки, даже ради одой Успенской церкви, приехать туда стоит!

 

© problr.by