Симон Будный

Симон Будный является одним из самых известных и примечательных церковных реформаторов периода Речи Посполитой. Начинал в качестве проповедника, однако впоследствии стал писателем религиозных текстов, а также популярным просветителем. Одним из его основных достижений является переписывание Нового Завета со своего рода адаптацией для современников в виде комментариев. В тексте присутствовала определенная критика Евангелие. Является одним из первых ярых последователей и распространителей идей ограниченной просвещенной монархии (в отличие от господствовавшей в то время абсолютной и практически неограниченной монархической власти).

Родился в 1530 году в Будне (ВКЛ). Несмотря на отсутствие точного документального подтверждения места и даты рождения есть свидетельства того, что родился будущий проповедник в довольно зажиточной семье. Благодаря связям и возможностям родителей поступил и успешно окончил Краковскую академию – одного из ведущих учебных заведений страны. Во время учебы продемонстрировал отличные способности. Проявлял активный интерес к религии, философии, изучению языков. Продолжал обучение в Италии и Швейцарии.

Благодаря отличному владению белорусским, польским и латинским языками, а также проникновенностью идеями реформирования церкви, писал и публиковал различные произведения с авторскими идеями видоизменения церковной службы и организации христианской религии. За прогрессивные для своего времени идеи его концепцию часто именовали учением Блудного. К его мнению и точке зрения прислушивались многие воеводы и князья. Сперва был ярым сторонником учения Кальвина, а затем, разочаровавшись в нем, примкнул к представителям социнианского учения. В последствии в своих трудах он добавлял к учению много своих прогрессивных идей. Известно, что они наделали немало шума. Для консервативного общества это было настоящим вызовом. Настолько, что идеи Блудного стали причислять к новой секте, а его работы даже запрещали в некоторых землях.

Одной из его самых известных работ является «Катехизис». В ней Блудный обозначает основы своего учения и взглядов. Поясняет, по какой причине эпохи возрождения и Реформаторства завершатся победой сторонников. Растолковывал, почему абсолютная монархия не имеет будущего. Печатались труды по большей части в Несвиже. Именно там длительное время сохранялось здание типографии. Важность трудов и заложенную в них философию признали потомки спустя множество десятилетий. В честь известного просветителя, проповедника и церковного писателя установлен памятник в том же Несвиже.