Станислав Монюшко

Белорусская опера широко известна за пределами страны. Однако мало кто знает, кто является родоначальником этого музыкального направления в искусстве. В XIX веке национальным направлением в опере стал активно заниматься Станислав Монюшко. Причем речь именно идет о возникновении характерной белорусско-польской оперы с присущими особенностями и узнаваемыми чертами. Монюшко можно без малого считать одним из самых выдающихся композиторов, музыкантов и дирижеров своего времени, который фактически опередил эпоху, оставив после себя большое музыкальное наследие. Автор многочисленных песен опер и даже балетов, хорошо известных многим современникам.

До сих пор не умолкают споры, к какой национальности принадлежит композитор: белорусской либо польской. Однако с учетом большой этнической близости и единой истории (в рамках ВКЛ и Речи Посполитой) деление из большего условное. С одной стороны, корни Станислава Монюшко происходят из белорусских территория Подлясья. Так, рождение будущего композитора пришлось на современный Червенский район Беларуси, на тот момент Игуменский уезд Минской губернии. С другой - несмотря на вхождение земель в состав Российской империи общались в семье на польском, исповедовали католическую веру. Во многом потому, что отец являлся капитаном полка литовских конных стрелков, а мать потомок (правнучка) известного рода Яна Маджарского, считающегося основателем известнейших Слуцких поясов. Первые произведения создавались именно на белорусской земле. Весь колорит, национальная идентичность и культура не могли не оставить отпечаток на мировоззрении мастера.

На Минщине юный мальчуган познакомился с богатым песенным белорусским фольклором. С большим упоением и удовольствием наслаждался различными мотивами и песнями крестьян. Выучивал их наизусть и старался надолго запомнить самые любимые. Большую любовь к музыке родителям удалось привить сыну благодаря тому, что с самых юных лет в их доме постоянно встречались различные представители культурного сословия: музыканты, литераторы, художники. Часто проходили вечера и банкеты. За их организацию отвечала мать Монюшко. Кстати, она не только отлично организовывала вечеринки, но и замечательно пела и играла на фортепьяно. Мать передала свои обширные знания в области музыки сыну, который все впитывал словно губка. В дальнейшем, для того чтобы у подрастающего парня была возможность брать уроки у лучших музыкальных педагогов, семья приняла решение переехать в Минск. Станислав занимался у известного на тот момент дирижера Доминика Стефановича. Когда молодому человеку исполнилось 17 лет, он отправился на два года в берлинскую певческую академию. Именно там были созданы первые произведения будущего мастера: "Три бурдисы", "Три песни", "Разговор".

По окончании обучения в 1840 году юный композитор переезжает в Вильно - один из культурных центров того времени. В этот же период Монюшко женится на Александре Мюлер. Для того, чтобы обеспечивать молодую семью, заработка на сочинении музыкальных произведений и песен не хватало. Поэтому Станислав был вынужден устроиться органистом в местном костеле святых Иоаннов. Параллельно он давал уроки по обучению фортепиано и композиторству. Среди его учеников были те, кто в последующем стал известными музыкантами. Примерно в это же время (так называемый "виленский период") Монюшко создает значительную часть вокальных произведений. Основу в них составляли многие популярные в то время белорусские народные песни. Несколько позже издается популярный сборник "Домашний песенник", который пользуется большим успехом. Еще в 1842 композитор пытается попасть в оперный театр в Санкт-Петербурге на должность придворного композитора, однако ему отказывают. Этот факт считается отчасти поворотным в жизни и творчестве Монюшко, который решает полностью посвятить себя родной земле и национальному творчеству.

Большое внимание композитор уделял комическим комедийным операм. Так, очень популярными стали "Лотерея", "Конторские служащие" и некоторые другие. Их ставят во многих белорусских и польских театрах, в том числе переводя на разные языки. Несколько позже (ближе к 1840 году) уже набравший известность Монюшко постепенно переходит на религиозную тематику. Самыми известными оперными произведениями считаются четыре "Остробрамские литании". Самым примечательным событием, которое принято считать зарождением национальной белорусской оперы, принято считать постановку в 1852 году оперы "Идиллия" ("Селянка") - на белорусском языке. Постановка стала возможна при совместной деятельности с Дуниным-Марцинкевичем и Константином Кжижановским. Всего Монюшко считается автором 20 опер и оперетт, 3 балетов, сотен песен. Большой заслугой дирижера и композитора является постоянная поддержка молодых белорусских музыкантов. В 1860-х годах мастер переезжает в Польшу, где к нему приходит настоящая слава. Там он и прожил до 1872 года, когда был похоронен в Варшаве. В честь Станислава Монюшко установлена стела и памятник (в Минске в 2016 году на площади Свободы).