Владислав Стржеминский

Родившийся в Минске, но длительное время живший и завершивший свою жизнь в Польше Владислав Стржеминский является одним из самых известных белорусских художников-авангардистов первой половины XX века. Активно работавший в жанре абстрактного искусства, он оставил после себя множество примечательных работ, хранящихся сегодня в музеях и частных коллекциях по всему миру. Его также часто называют видным теоретиком искусства и дизайнером функционального шрифта. Такие разноплановые направления, как нельзя лучше отражают незаурядность мастера.

Отцом Стржеминского является польский дворянин, который дослужился до чина подполковника российской императорской армии. Женившись на белоруске, в 1893 году у четы появился мальчик. С самого раннего детства отец по обоснованным причинам единственно верной считал для сына карьеру военного. Стоит помнить о том, что в ту пору постоянно проходили войны, да и другой жизни Максимилиан Бенедикт (отец) просто не знал. Поэтому в возрасте 11 лет Владислав был зачислен в третий Московский кадетский корпус. Спустя 7 лет продолжил это же направление, поступив в Николаевское инженерное училище в Санкт-Петербурге. Через три года окончил его в звании инженерного подпоручика. Буквально спустя некоторое время началась Первая мировая война, в которую была вовлечена и Российская империя.

Офицерская служба в саперной роте по воспоминаниям будущего художника стала значимой школой жизни. Постоянно пребывая в опасностях, Владислав быстро обрел мужество и повзрослел. Вернувшись с войны, некоторое время решал, чем заниматься дальше. История умалчивает о том, каким образом появилась тяга и стремление к искусству. Однако факт остается фактом – в 1918 году Стржеминский начинает посещать Свободные художественные мастерские, где заводит много полезных знакомств. Одним из них являются приятельские отношения с Казимиром Малевичем. Склонность к рисунку и одаренность проявились практически сразу. Это позволило в 1919 году получить работу в Отделе изобразительных искусств в Народном комиссариате просвещения в Минске. Было также сотрудничество отделами культуры; в частности, с губернским в Смоленске), иных городах. К слову, в этому городе Стржеминскому удалось руководить изостудией.

Следующим значимым этапом жизни художника можно считать переезд в Вильно в 1921 году. Там он занимается преподавательской деятельностью. В том числе некоторое время преподает рисунок в вилейской гимназии и ряде польских городов. Владислав все это время увлекается авангардом и старается работать в этом жанре. Является одним из самых активных инициаторов создания группы кубистов и конструктивистов. В этот период художник публикуется в различных журналах («Блок» и других), в которых пропагандирует принципы современного авангардизма.

Первая персональная выставка мастера прошла в Варшаве в 1927 году. Тогда же художнику посчастливилось выставить свои работы на одной из выставок в Нью-Йорке. За свою профессиональную карьеру занимал множество ответственных должностей. Длительное время проживал в Колюшках и Лодзи. Находясь в этом польском городе, был одним из инициаторов и вдохновителем создания международной коллекции современного искусства. Все это время работает над своими картинами, которые являются примером распространения идей неопластицизма и кубизма. Считается одним из самых ярких и последовательных сторонников отделения искусства от общественной пользы. Художник не единожды рассказывал от том, что каждый мастер должен быть автономным и иметь возможность творить и экспериментировать, как ему вздумается. Помимо картин, развивал станковую живопись, типографию. Одними из наиболее его известных печатных работ считаются «Унизм в живописи», «Функциональный шрифт». Сегодня Академия изящных искусств в Лодзи носит имя Стржеминского. В 2013 году в Вилейке была установлена памятная композиция в честь художника.